Thursday, December 18, 2014

О терпимости к меньшинствам. Всем



 Narvskaja Gazeta , Sev.Poberezije 16.10 2014

Обсуждение в парламенте так называемого закона о совместном проживании (точнее было бы назвать его «о гражданском партнерстве») заставило общественность обратить пристальное внимание на отношение к меньшинствам.

Закон о совместном проживании был инициирован по требованию канцлера права привести семейное право Эстонии в соответствие с международными конвенциями, под которыми мы подписались. Эти правовые акты считают семьей также людей, живущих в т.н. свободном браке, и требуют защиты детей, растущих в таких семьях. Семья в европейском праве и решениях Европейского суда по правам человека рассматривается как нейтральная в половом смысле, то есть защита предоставляется также юридически оформленному партнерству людей одного пола. Законы такого рода в той или иной форме приняты в большинстве стран Европы, включая глубоко католические Испанию, Италию и Португалию.

В Эстонии вопрос о совместном проживании людей одного пола вообще не особенно актуален: главная проблема заключается в так называемом свободном браке. По данным переписи населения, состоящими в таком браке считают себя 170 тысяч человек, включая около 200 однополых пар. Закон (вместе с ожидающими принятия подзаконными актами) с 2016 года дает людям, состоящим в свободном браке, а также их детям упрощенную возможность пользоваться различными правами (представление общей налоговой декларации, наследование, право опеки и обязанность содержания и т.д.). Такая возможность дается и однополым парам. Независимо от применяемых в государстве законов доля гомосексуалистов во все времена и во всех народах не превышала 5%. Вопрос культуры и морали – можем ли мы относиться к этим людям так, чтобы им не приходилось стыдиться своей жизни.

Исследования показывают, что среди юных гомосексуалистов число самоубийств – в два раза выше. Эти дети родились в семьях обычных матерей и отцов. Спросим себя, как бы мы повели себя, если бы столкнулись с такими случаями у своих детей или внуков? Речь идет о том, чтобы предоставить таким людям психологическую и юридическую поддержку. Принятый закон не разрешает в Эстонии однополые браки и усыновление детей однополыми парами (за исключением случаев, когда речь идет о ребенке одного из партнеров, а другой биологический родитель дал свое разрешение на такое усыновление).

Мы должны привыкнуть к мысли, что иная сексуальная ориентация – не какое-то психическое отклонение; эти люди – просто биологическое меньшинство, как, например, левши, рыжие или люди, принадлежащие к другой национальности, расе или вере. Старшему поколению сложно свыкнуться с этим, но большая часть молодых эстонцев и русских это уже поняла.

О мудрости и моральной нравственности общества можно судить по его отношению к меньшинствам. Многие известные общественные деятели Эстонии (от актера Эйно Баскина до бывшего футболиста Марта Поома) выступили с видео-обращениями  в защиту меньшинств. Актер Андрус Ваарик поведал отвратительную историю о детях, которые издевались над кошкой, а потом в свое оправдание сказали, что это же «русская кошка». Это показывает, что нетерпимость к одному меньшинству неразрывно связано с общей нетерпимостью к иным людям. Думаю, молодой человек, кричавший во время митинга перед зданием парламента, что гомосексуалисты – не люди, и им лучше убраться из Эстонии, сказал бы что-нибудь в том же духе и про русских, и про иноверцев.

Многие уехавшие жить за границу люди говорят, что общая терпимость к «другим людям» в Эстонии – большая проблема. Это выражается и в отношении части эстонцев к русским. Именно отсюда идет непонятное мне принуждение русскоязычных детей учиться в школе на языке, который они недостаточно понимают, а учителя при этом наверняка преподавали бы лучше на родном русском языке. Поэтому было удивительно видеть, как некоторые русские политики выступали против закона о совместном проживании плечом к плечу с теми людьми и политическими силами (прежде всего, Союзом Отечества и Республики), которые являются авторами подобной политики образования, и которые всячески противятся даже переводу на русский язык законов Эстонии или аннотаций к лекарствам.

Надеюсь, принятый с небольшим преимуществом в парламенте моральный акт терпимости в отношении одного меньшинства придаст сил и оснований еще громче заговорить об общей защите меньшинств и равноправии в Эстонии. Я рад, что так посчитали и председатель Центристской фракции Рийгикогу Кадри Муст, и генеральный секретарь центристов Прийт Тообал, и вице-спикер парламента центрист Юри Ратас, при поддержке которых этот законопроект был принят. В Рийгикогу на мгновение образовался единый фронт понимания и гуманизма. Это дает надежду, что нынешний или следующий состав парламента решит проблему с реформой русскоязычного образования, а также найдет способ предоставить в упрощенном порядке гражданство Эстонии тем, кто хочет быть лояльным Эстонскому государству.

И напоследок. В Ида-Вирумаа меньшинством сейчас являются эстонцы. Ситуация на уровне быта и общения здесь противоположна ситуации в остальной Эстонии. И тем более все люди повсюду должны помнить, как сложно требовать терпимости по отношению к себе, если сам ты нетерпим к другим. И, разумеется, сохранение эстонского образования и культуры, например, в Нарве требует особых мер со стороны государства. Как-то странно признавать, что в советское время здесь дела с этим обстояли лучше.

No comments:

Post a Comment