Narvskaja Gazeta , Sev.Poberezije 16.10 2014
Обсуждение в парламенте так называемого закона о
совместном проживании (точнее было бы назвать его «о гражданском партнерстве»)
заставило общественность обратить пристальное внимание на отношение к
меньшинствам.
Закон о совместном проживании был инициирован по
требованию канцлера права привести семейное право Эстонии в соответствие с
международными конвенциями, под которыми мы подписались. Эти правовые акты
считают семьей также людей, живущих в т.н. свободном браке, и требуют защиты
детей, растущих в таких семьях. Семья в европейском праве и решениях
Европейского суда по правам человека рассматривается как нейтральная в половом
смысле, то есть защита предоставляется также юридически оформленному
партнерству людей одного пола. Законы такого рода в той или иной форме приняты
в большинстве стран Европы, включая глубоко католические Испанию, Италию и
Португалию.
В Эстонии вопрос о совместном проживании людей одного
пола вообще не особенно актуален: главная проблема заключается в так называемом
свободном браке. По данным переписи населения, состоящими в таком браке считают
себя 170 тысяч человек, включая около 200 однополых пар. Закон (вместе с
ожидающими принятия подзаконными актами) с 2016 года дает людям, состоящим в
свободном браке, а также их детям упрощенную возможность пользоваться различными
правами (представление общей налоговой декларации, наследование, право опеки и
обязанность содержания и т.д.). Такая возможность дается и однополым парам.
Независимо от применяемых в государстве законов доля гомосексуалистов во все
времена и во всех народах не превышала 5%. Вопрос культуры и морали – можем ли
мы относиться к этим людям так, чтобы им не приходилось стыдиться своей жизни.
Исследования показывают, что среди юных
гомосексуалистов число самоубийств – в два раза выше. Эти дети родились в
семьях обычных матерей и отцов. Спросим себя, как бы мы повели себя, если бы
столкнулись с такими случаями у своих детей или внуков? Речь идет о том, чтобы предоставить таким людям психологическую и
юридическую поддержку. Принятый закон не разрешает в Эстонии однополые браки и
усыновление детей однополыми парами (за исключением случаев, когда речь идет о
ребенке одного из партнеров, а другой биологический родитель дал свое
разрешение на такое усыновление).
Мы должны привыкнуть к мысли, что иная сексуальная
ориентация – не какое-то психическое отклонение; эти люди – просто
биологическое меньшинство, как, например, левши, рыжие или люди, принадлежащие
к другой национальности, расе или вере. Старшему поколению сложно свыкнуться с
этим, но большая часть молодых эстонцев и русских это уже поняла.
О мудрости и моральной нравственности общества можно
судить по его отношению к меньшинствам. Многие известные общественные деятели
Эстонии (от актера Эйно Баскина до бывшего футболиста Марта Поома) выступили с
видео-обращениями в защиту меньшинств.
Актер Андрус Ваарик поведал отвратительную историю о детях, которые издевались
над кошкой, а потом в свое оправдание сказали, что это же «русская кошка». Это
показывает, что нетерпимость к одному меньшинству неразрывно связано с общей
нетерпимостью к иным людям. Думаю, молодой человек, кричавший во время митинга
перед зданием парламента, что гомосексуалисты – не люди, и им лучше убраться из
Эстонии, сказал бы что-нибудь в том же духе и про русских, и про иноверцев.
Многие уехавшие жить за границу люди говорят, что общая
терпимость к «другим людям» в Эстонии – большая проблема. Это выражается и в
отношении части эстонцев к русским. Именно отсюда идет непонятное мне
принуждение русскоязычных детей учиться в школе на языке, который они
недостаточно понимают, а учителя при этом наверняка преподавали бы лучше на
родном русском языке. Поэтому было удивительно видеть, как некоторые русские
политики выступали против закона о совместном проживании плечом к плечу с теми
людьми и политическими силами (прежде всего, Союзом Отечества и Республики),
которые являются авторами подобной политики образования, и которые всячески
противятся даже переводу на русский язык законов Эстонии или аннотаций к
лекарствам.
Надеюсь, принятый с небольшим преимуществом в парламенте
моральный акт терпимости в отношении одного меньшинства придаст сил и оснований
еще громче заговорить об общей защите меньшинств и равноправии в Эстонии. Я
рад, что так посчитали и председатель Центристской фракции Рийгикогу Кадри
Муст, и генеральный секретарь центристов Прийт Тообал, и вице-спикер парламента
центрист Юри Ратас, при поддержке которых этот законопроект был принят. В
Рийгикогу на мгновение образовался единый фронт понимания и гуманизма. Это дает
надежду, что нынешний или следующий состав парламента решит проблему с реформой
русскоязычного образования, а также найдет способ
предоставить в упрощенном порядке гражданство Эстонии тем, кто хочет быть
лояльным Эстонскому государству.
И напоследок. В Ида-Вирумаа меньшинством сейчас являются
эстонцы. Ситуация на уровне быта и общения здесь противоположна ситуации в
остальной Эстонии. И тем более все люди повсюду должны помнить, как сложно
требовать терпимости по отношению к себе, если сам ты нетерпим к другим. И,
разумеется, сохранение эстонского образования и культуры, например, в Нарве
требует особых мер со стороны государства. Как-то странно признавать, что в
советское время здесь дела с этим обстояли лучше.
No comments:
Post a Comment