Narvskaja Gazeta juuni
Министр образования Евгений Осиновский недавно сказал, что
после представления программы реорганизации школьной сети появится возможность
инвестировать 10-12 миллионов евро в ремонт нарвских школьных зданий.
Но с этим нужно спешить, поскольку никто не будет долго
ждать, пока поделят европейские деньги. К счастью, в Нарве дискуссия на эту
тему ведется давно, и уже начинают формироваться реальные точки зрения.
Вероятно, все помнят, как предыдущий министр образования
Яак Аавиксоо давил на основные школы и гимназии с целью разделить их и создать
так называемые «чистые гимназии», что было обязательным условием для получения
европейских пособий. По словам Аавиксоо, в городской чистой гимназии должно
было быть 500 учеников, в сельской – 250.
Социал-демократы всегда поддерживали создание чистых
гимназий в крупных городах, но никогда не противопоставляли эту идею
возможности сохранить и имеющиеся сильные школы т.н. «полного цикла» (1-12
класс). В каждом варианте есть свои плюсы и минусы, которые уравновешивают друг
друга.
В моем родном городе Вильянди, например, создали чистую
гимназию (до 540 учащихся), а три имевшиеся средние школы превратили в
основные. Социал-демократы в городском собрании все время протестовали против
такого решения, полагая, что помимо чистой гимназии в Вильянди должна остаться
и одна школа полного цикла. Это было необходимо как для сохранения конкуренции,
так и для учета различий в желаниях учеников и их родителей – одним больше
подходит один тип школы, другим –
другой.
Сейчас же в Вильянди, увы, возникла ситуация, при которой
тот, кто, к примеру, по какой-то причине вступил в конфликт с единственной
гимназией, вынужден просто покинуть город. И хотя в большой гимназии ученикам
можно предлагать большие возможности в отношении факультативов, а учителям –
полную нагрузку, подобная «принудительная коллективизация», несомненно, не идет
на пользу системе образования в целом.
А власти Таллина и Тарту пошли по другому пути (и
наверняка будут идти по нему и дальше): оправдывающие себя школы полного цикла
сохранятся наряду с чистыми гимназиями.
Нынешнее правительство считает, что в городах, где
школьная сеть приведена в порядок, государственные инвестиции, помимо создания
чистых гимназий, при необходимости можно использовать на реконструкцию основных
школ, и находящиеся в различных формах собственности школы нужно рассматривать
наравне.
Учитывая данный опыт и тот факт, что сегодня в Нарве –
933 гимназиста, а в 2016 году, согласно прогнозам, будет 1100, в городе было бы
разумно создать две «чистые гимназии», сохранив наряду с необходимым числом основных
школ минимум одну школу полного цикла.
Мне представляется, что на основе Нарвской Ваналиннаской
государственной школы, где работа ведется на базе языкового погружения, и
сегодняшней Эстонской гимназии можно было бы сохранить две основные школы,
создав одну эстоноязычную гимназию (для 200-300 учеников). Наряду с этим Нарве
обязательно нужна одна чистая гимназия (для 300-400 учеников), где, согласно
действующему законодательству, обучение шло бы на двух языках (60:40). Чистые
гимназии могли бы быть государственными школами, школа полного цикла, очевидно,
была бы муниципальной.
Что это будут за школы, где они будут находиться и как
разумно использовать государственные инвестиции – все это, разумеется, вопрос
договоренностей нарвской мэрии и министерства, и я здесь могу выступить лишь в
роли советчика.
В ситуации, когда в Нарве довольно много школьных зданий,
некоторые из которых стоят совершенно пустые (бывшее здание Колледжа и бывшая
7-я средняя школа), идея строить в городе новые здания школ, на первый взгляд,
кажется нерациональной. Следует высчитать, не будет ли правильнее разместить в
зданиях нынешней Эстонской гимназии как эстонскую основную школу, так и
гимназию.
Что касается второй чистой гимназии, то здесь есть
несколько возможностей. Помимо двух уже упомянутых пустующих зданий для этой
цели подошла бы нынешняя Пеэтриская школа, где работает основная школа со 190
учениками, и Гимназия для взрослых. Думаю, специалисты способны рассчитать, во
сколько обойдется каждый из этих вариантов.
В качестве школы с полным циклом обучения могла бы,
несомненно, продолжать Гуманитарная гимназия, который требуются инвестиции для
модернизации спортивного зала и бассейна.
Остальные школы Нарвы в этом случае стали бы
русскоязычными основными школами.
Надеюсь, нарвские работники сферы образования и городские
руководители быстро придут к конкретным предложениям и не упустят уникальную
возможность получения масштабных инвестиций, занимаясь сведением счетов друг с
другом.
No comments:
Post a Comment