Режиссер Яак Аллик ставит в нарвском театре «Ильмарине» спектакль «Право сильнейшего» по известной пьесе французской писательницы Ясмины Реза «Бог резни». Премьера состоится в конце февраля.
Вы ставите «Бога резни» в театре, который, однако, в последние годы известен исключительно как театр детский.
Режиссер театра «Ильмарине» Юрий Михалев приглаcил меня поставить спектакль для взрослых.
В этом нуждается и публика, и актеры, которые могут хорошо играть не только в детских сказках. Хотелось помочь, поддержать театр. Здесь работают очень талантливые, азартные и преданные своему делу люди, но работают в таких условиях, что и городу, и государству должно быть стыдно. Сейчас театр бедствует, он в долгах.
Когда я более десяти лет тому назад был министром культуры, господдержка этого театра была гораздо более значительной, чем сейчас. Если посмотреть на число зрителей, то «Ильмарине» обслуживает в 2,5 раза меньшее количество зрителей, чем таллиннский Русский театр.
А поддержку получает в 25 раз меньшую. Если бы театр вместо нынешних пятьсот тысяч крон в год получал миллион, он мог бы существовать достойно.
В прошлом году принималась правительственная программа развития Ида-Вирумаа, но региональных учреждений культуры реально она не коснулась.
С другой стороны, помимо уменьшения госдотации огромной проблемой является то, что в условиях огромной безработицы, низкой средней зарплаты в Ида-Вирумаа интерес к театру падает. Положение действительно грустное. И это главная причина, почему «Ильмарине» не может часто играть на взрослую аудиторию.
Почему выбор пал именно на эту пьесу?
Я предложил театру три пьесы — две из них я никогда не ставил, а «Бога резни» уже ставил на эстонском языке в Курессаареском городском театре. Там она шла два года. Михалев выбрал именно ее. Впервые в жизни я второй раз ставлю одну и ту же пьесу.
Режиссер театра «Ильмарине» Юрий Михалев приглаcил меня поставить спектакль для взрослых.
В этом нуждается и публика, и актеры, которые могут хорошо играть не только в детских сказках. Хотелось помочь, поддержать театр. Здесь работают очень талантливые, азартные и преданные своему делу люди, но работают в таких условиях, что и городу, и государству должно быть стыдно. Сейчас театр бедствует, он в долгах.
Когда я более десяти лет тому назад был министром культуры, господдержка этого театра была гораздо более значительной, чем сейчас. Если посмотреть на число зрителей, то «Ильмарине» обслуживает в 2,5 раза меньшее количество зрителей, чем таллиннский Русский театр.
А поддержку получает в 25 раз меньшую. Если бы театр вместо нынешних пятьсот тысяч крон в год получал миллион, он мог бы существовать достойно.
В прошлом году принималась правительственная программа развития Ида-Вирумаа, но региональных учреждений культуры реально она не коснулась.
С другой стороны, помимо уменьшения госдотации огромной проблемой является то, что в условиях огромной безработицы, низкой средней зарплаты в Ида-Вирумаа интерес к театру падает. Положение действительно грустное. И это главная причина, почему «Ильмарине» не может часто играть на взрослую аудиторию.
Почему выбор пал именно на эту пьесу?
Я предложил театру три пьесы — две из них я никогда не ставил, а «Бога резни» уже ставил на эстонском языке в Курессаареском городском театре. Там она шла два года. Михалев выбрал именно ее. Впервые в жизни я второй раз ставлю одну и ту же пьесу.
Критика оценивает «Бога резни» в очень широком диапазоне: от дешевой комедии, потакающей низменным вкусам, до произведения с глубоким философским смыслом. Как бы вы сами определили ее жанр?
Ясмина Реза не раз говорила, что очень переживает, что все ее пьесы воспринимаются как комедии. Она определяет жанр своих пьес как «смешные трагедии». Конечно, это не трагедия в классическом смысле.
Автор хочет, чтобы театр стал для зрителя зеркалом, заглянув в которое, люди что-то поймут про себя, а может быть, и ужаснутся: «Чего мы хотим от наших детей, если мы — такие?» Это главная идея пьесы.
У Реза пьеса может быть грустная сама по себе, но публика все равно всегда смеется. Если бы мы сконцентрировались только на смехе, то пошли бы по неверному пути.
Сюжет пьесы довольно прост: мальчишки подрались, один выбил другому два зуба, и их родители встречаются, чтобы разобраться в этой истории. Можно сказать, что это пьеса о школьном насилии — очень современная тема. И в пьесе раскрываются корни этого насилия: они в семье.
Почему вы решили изменить название?
Пьеса называется «Бог резни» — это дословный перевод с французского. Но такое название могло бы вызвать у публики настороженность: никто не хочет видеть на сцене насилие, жестокость и резню в буквальном смысле слова. «Право сильнейшего» — название, которое также отражает смысл пьесы.
Трудно ли эстонскому режиссеру ставить спектакль в Нарве?
С Нарвой у меня возникли более близкие отношения, поскольку мой сын нашел свою любовь в Нарве, и моя пятилетняя внучка — потомственная нарвитянка. В связи с этим я чаще бываю в Нарве. И давно знаю театр «Ильмарине».
Я знаком с Михалевым больше двадцати лет и очень ценю его, до сих пор помню одну из его первых и очень талантливых работ — спектакль по пьесе Таммсааре «Муха».
Когда зрители увидят новый спектакль?
Репетиции начались еще до Рождества, потом был почти трехнедельный перерыв на елки, сейчас репетиции снова возобновились. Ориентировочно 26 февраля мы планируем премьеру.
Театр «Ильмарине»
• Tеатр «Ильмарине» открылся в 1989 году. Режиссер и художественный руководитель — Юрий Михалев.
• В репертуаре театра 36 сказок по мотивам фольклора разных народов.
• Театральный деятель и бывший министр культуры Яак Аллик готовит к выпуску спектакль «Право сильнейшего» по пьесе Ясмины Реза «Бог резни», которая шла в театрах Парижа, Лондона, на Бродвее, в Москве. Роман Полански снимает фильм по этой пьесе.
• Tеатр «Ильмарине» открылся в 1989 году. Режиссер и художественный руководитель — Юрий Михалев.
• В репертуаре театра 36 сказок по мотивам фольклора разных народов.
• Театральный деятель и бывший министр культуры Яак Аллик готовит к выпуску спектакль «Право сильнейшего» по пьесе Ясмины Реза «Бог резни», которая шла в театрах Парижа, Лондона, на Бродвее, в Москве. Роман Полански снимает фильм по этой пьесе.
Ирина Токарева,
Postimees, 25.01.2011
Postimees, 25.01.2011
No comments:
Post a Comment