Sunday, February 27, 2011

Ида-Вирумаа нуждается в справедливости

Политик, театральный критик и режиссер Яак Аллик совершил в своей политической жизни по видимости резкий поворот, кандидируя на выборах в Рийгикогу в Ида-Вирумаа, а не в Вильянди, к тому же в качестве члена социал-демократической партии. В действительности же все просто и логично.

В последние годы жизнь Яака Аллика все более тесно связана с Нарвой. «Мой сын нашел в Нарве любовь – Инну, из русской семьи, но свободно владеющую эстонским языком. Их ребенку уже 5 лет, и в силу всех этих причин я часто бываю в Нарве, особенно летом.» - привел Аллик в качестве первой причины. То, что семья важна, Аллик знает хотя бы потому, что почти 40 лет прожил с одной женой.



«Другой причиной оказался мой начальник и одновременно друг и единомышленник на протяжении последних 15 лет Тийт Вяхи, который в последнее время сумел поставить на ноги Сильмет».


«Когда я был министром, с Ида-Вирумаа у меня сложились хорошие отношения. Театры «Ветряная мельница» и «Ильмарине» начали получать от государства постоянную дотацию, которая сохранилась до сих пор, правда в сильно уменьшенном виде,»- отмечает Аллик.


Глядя из Ида-Вирумаа некоторые вещи выглядят иначе, чем, к примеру, из Мульгимаа или даже из Таллинна. «Наша политика интеграции, руководимая правыми партиями, оказалась в тупике,»- констатирует Аллик, добавляя, что силовыми методами и агрессивностью невозможно добиться лояльности. «Находясь в этом регионе я все больше начал понимать, что подавляющее большинство русских избирателей ни при каких обстоятельствах не станет голосовать за Партию Реформ или Исамаалийт, особенно после апреля 2007 года. Но также достаточно много избирателей, которым не нравится и местная центристская власть.»

Итак, Яак Аллик хотел бы предложить избирателю иную возможность.




Русским овладел с помощью БиБиСи

Русским языком Яак Аллик прекрасно владеет еще с детства и косвенно он этим обязан своей сестре. «Когда мне было примерно лет 10-11, она показала мне частоты русского канала БиБиСи. Она стала радиостанцией моей юности: каждый день в 17.45, Анатолий Максимович Гольдберг…,» - вспоминает Аллик. Русскоязычным был и университетский научный руководитель Аллика, профессор Рэм Блюм.


Закончив университет социологом, Аллик тем не менее известен больше в качестве театрального критика и художественного руководителя театра. Театральный путь начался еще в школьном театре. Стезя театрального критика складывалась во многом в качестве хобби параллельно с Тартуским университетом. Среди прочего в тот период Аллик был еще и членом художественного совета театра «Ванемуйне».



После завершение учебы Аллик остался работать в университете. В этот период произошло событие, в связи с которым он впервые был назван социалдемократом. Был выруган, потому что именно этот оттенок имело тогда это слово. Дело было связано с исключением из партии Юло Вооглайда, чему пыталась воспрепятствовать радикальная университетская молодежь. В итоге Яак Аллик был вызван «на ковер» к ректору Арнольду Коопу. «Когда Кооп увидел меня, он заорал: «Аллик, Вы социалдемократ!» «Такое получилось заклинание,» усмехается вступивший в прошлом году в социал демократическую партию Аллик.

Наибольшую известность Яак Аллик приобрел в качестве художественного руководителя театра «Угала». В этой должности он находился в течение трех периодов: 1983 – 1988, 1991 – 1995 и 2001 – 2003 годов. В промежутках он побывал членом Верховного Совета, двух созывов Рийгикогу, министром культуры и заместителем мэра Вильянди.


Эмпатия – ключевое слово

«Слово, которым социал-демократы отличаются от Партии Реформ или некоторых других партий, - «эмпатия». Это сочувствие или способность поставить себя на место другого человека, способность к человечности, солидарности. Соцдемы действительно принимают близко к сердцу тот факт, что в Эстонии более 45 тысяч детей живут за чертой бедности, что у нас не хватает 108 тысяч рабочих мест. Именно это является показателем нашей безработицы, а не Ансиповых 65 тысяч. Многие же отправились на заработки за границу или просто исчезли из поля зрения Кассы по безработице».

«Если бы партией продолжал и дальше руководить Юрии Пихль, я бы не стал кандидировать. Свену Миксеру, Индреку Саару и Урве Пало в этом смысле можно доверять, что у них действительно присутствует эта любовь к человеку, любовь к духовности и какое-то иное дыхание,» - поясняет Аллик собственный выбор.

Разумеется, культура, образованность, духовность для Аллика – высшие ценности. «Вся нынешняя идеология, согласно которой, если экономика развивается успешно, то хорошо обстоят дела и у культуры, просто не работает»,- констатирует Аллик. – «Духовные ценности не являются приоритетными в сегодняшней Эстонии.»


Что же собой представляет то, что колет и толкает в политику? «Самую большую угрозу безопасности для Эстонии представляет не Российское государство, но то, что среди нас живут люди, которые не чувствую себя в Эстонии дома. Залогом безопасности могло бы стать то обстоятельство, что здешние русские были бы лояльными гражданами Эстонского государства и им нравилось бы здесь находиться. Но на протяжении 20 лет мы не сумели позитивным образом использовать две вещи: мы должны были бы быть опорой моста между Европой и Россией, на деле же оказались тупиком, который заканчивается на нарвском мосту. Преимущества, вытекающие из нашего геополитического положения, мы добровольно передали Финляндии, а в последнее время еще и Латвии.



Второе, мы не повернули к собственной выгоде ту неизбежность, что более трети нашего населения имеет иное этническое происхождение. К сожалению получилось так, что значительная часть образованной русскоговорящей молодежи уже покинула Эстонии, перебравшись на Запад. Мы подали знак, что им здесь не место, они здесь нежелательны. Для моих нарвских знакомых самой большой проблемой Эстонии является отнюдь не отсутствие работы, а дефицит справедливости. Ко всему Ида-Вирумаа часто относятся как к далекой и чужой провинции, от чего страдает, разумеется, также и эстонское население.»

Таким образом, Яак Аллик хотел бы прийти в парламент для того, чтобы изменить российско-эстонские отношения, перевести политику интеграции на другие основы, сделать государство более дружелюбным для человека и осуществлять другие вещи, которые в предельно кратком изложении могут звучать весьма идеалистически, но если приглядеться к ним поближе, таковыми отнюдь не являются.




No comments:

Post a Comment