Wednesday, October 19, 2011

Должны ли мы помогать Греции?

Рабочий день парламента часто состоит из битвы коалиционных депутатов против представляемых оппозицией проектов, которыми пытаются хотя бы немного изменить повседневную несправедливость. Обычно такие законопроекты простым голосованием отклоняются уже на первом чтении. Так произошло, например, с проектом центристов, который снизил бы действующий у нас акциз на электричество с 4,5 евро за мегаватт/час до требуемого в Европейском Союзе минимума – 1 евро.

Социал-демократы сразу же передали в производство аналогичный проект, который, разумеется, ждет та же участь. Согласно нашему законопроекту, государство должно возвращать учебный кредит всем молодым, заступившим на работу в публичном секторе (в основном, учителями) и взявшим учебный кредит до 2009 года с верой в то, что государство их не обманет. Законопроект допустили до второго чтения, но ясно, что правительство теперь (как и год назад) не даст его принять.

Особенно стыдно было находиться в зале, когда правительственная коалиция проголосовала против предложения платить по 150 евро в год на лекарства 1300-м проживающим в Эстонии ветеранам Чернобыля, не являющимся гражданами Эстонии. Возникает ощущение, что голосующие в зале или не умеют думать самостоятельно, или у них просто нет совести, а есть лишь партийная «дисциплина». А ведь именно от этого предостерегал парламент президент Ильвес, открывая осенний цикл заседаний Рийгикогу. Ильвес тогда сказал, что каждый депутат сам отвечает за свои решения

Целую неделю Рийгикогу обсуждал участие Эстонии в Европейском стабилизационном фонде (EFSF), для чего в четверг 29 сентября были проведены три внеочередных заседания. При этом обсуждении внимания заслуживала, скорее, притворная демонстрация угрызений совести, чем реальная честная обеспокоенность за финансовую ситуацию в еврозоне. Я имею в виду противостояние законопроекту со стороны Центристской партии и намеренное затягивание заседаний ее представителями.

Да, опрос показал, что 86% населения не согласно с тем, чтобы Эстония предоставляла данному фонду кредитные гарантии в размере 1,96 млрд. евро. В такой ситуации легко играть «друга народа» и болтать о том, что зарплаты и пенсии в Греции выше, чем в Эстонии, а также протестовать против того, что мы «должны им помогать». Осознавая опасность, грозящую финансовой и экономической системе всей Европы, правительства всех стран еврозоны – как правые, так и левые – приняли единодушное решение о создании такого фонда, и наверняка это решение поддержат и все парламенты. Поддерживали бы его и наши центристы, если бы находились в правительстве.

Надеяться на то, чтобы своим поведением получить голоса не слишком хорошо разбирающихся в предмете избирателей, вместо того, чтобы объяснить им суть проблемы – это просто безответственно. Нетрудно ведь понять, что в случае пожара или кораблекрушения неразумно начинать проводить референдум – нужно довериться специалистам, которые, скорее всего, знают, как справиться с катастрофой. Я не считаю финансовыми специалистами Сависаара, Стальнухина и других центристов, равно как и голосовавших с ними вместе Игоря Грязина и Юку-Калле Райда из «Исамаалийта». Лично я горжусь тем, что все присутствовавшие на заседании социал-демократы не стали искать дешевой популярности, а своими поправками сделали весь процесс принятия решения соответствующим конституции Эстонской Республики, поскольку правительство в столь важном вопросе представило на рассмотрение Рийгикогу бракованный проект, на что указал и канцлер юстиции.

Причин, по которым мы приняли такое решение, три:

1. В экономическом смысле Эстония спасает саму себя, а не Грецию, Португалию или Ирландию. Банкротство этих стран вызвало бы хаос в экономике и банковском деле всей Европы, экспортные рынки Эстонии уменьшились бы, и вскоре и нам было бы не из чего платить зарплаты и пенсии. Экономика Европы и всего мира очень тесно переплетены. Напомню, что банкротство одного крупного банка Америки в 2008 году инициировало процесс, в результате которого объем производства в Эстонии упал до 14%, а безработица поднялась до 20%.
2. В политическом смысле развал еврозоны и, как следствие, Европейского Союза означал бы вероятность того, что через лет десять началась бы третья мировая война (так выразился министр финансов Польши). Именно для устранения такой опасности и был создан довольно дорогостоящий и местами кажущийся бессмысленным Евросоюз.
3. Думая о солидарности, Эстония за последние семь лет получила от Европейского Союза более чем в пять раз больше денег, чем сама туда заплатила. А в бюджете нашего государства на следующий год 20% запланированных доходов составляют пособия Европейского Союза. Очень глупо и неблагодарно было бы теперь ответить на это «нет» Европе, когда от нас в качестве помощи просят даже не реальных денег, а банковской гарантии.

Очевидно, что в реальности эта гарантированная сумма никогда не понадобится. Вероятно, Португалия и Ирландия с помощью выданного им кредита выберутся из своего не самого лучшего положения и выплатят свой долг. Что касается находящейся в самой тяжелой ситуации Греции, то возможность предоставления этой стране кредита эстонский парламент (благодаря внесенной социал-демократами поправке) еще будет обсуждать отдельно, а это уже совсем другая история, о которой тогда и поговорим.

No comments:

Post a Comment