Monday, September 26, 2011

Будет ли следующий мэр Нарвы социал-демократом?

26.09.2011
Нарвская Газета

Нарва для Эстонии – то же самое, что Эстония для Евросоюза: транзитный узел, имеющий для всех нас стратегическое значение. Но Нарва находится в Ида-Вирумаа, это форпост на границе с Российской Федерацией. С одной стороны, это замечательно. Но есть проблема.

Она в том, что долгое правление одной и той же партии приводит к отмиранию демократии, диктату, а отсюда – почти узаконенные взятки, «откаты», сомнительные консультации с российской стороной о развитии региона. Но, что самое печальное, это стагнация, безработица и невозможность создавать новые рабочие места.

А создавать их нельзя по чисто экономической причине: попытки инвестировать из других уездов, из Таллинна или Тарту, Пярну или Хаапсалу неизбежно натыкаются на стену коррупции.

Об этом прямо пишет бывший депутат Нарвского горсобрания от центристов Надежда Синякова: в прежние времена «конкурсы проводились по принципу: лучшие из лучших, а не по специальным договоренностям и тем более без отстегивания 10 процентов от каждого вида работ. Люди не были запуганы и не дрожали за свои места, хотя порою и высказывались прямо и честно в лицо при несогласии с чем-то. Не брали мы тогда и консультаций у российских партнеров. При проведении выборов никогда голоса не покупались. А что сейчас творится? Я знаю точно, что сейчас они не просто покупаются, а скупаются оптом, особенно среди жителей общежитий, необеспеченных людей, в больнице или при проведении каких-либо работ… Поражаюсь тому, что нарвитяне до сих пор не разобрались, кто же нами руководит, кто живет так хорошо за счет нас и при этом ничего не делает для нас. Нельзя продолжать голосовать за тех, кто привел город к коррупции, бесконтрольности и вседозволенности». ((http://www.gazeta.ee/?p=19164):

Как за каменной стеной

Ида-Вирумаа находится практически в добровольной изоляции, в каком-то гетто, стены которого возводятся изнутри. Причем это нужно не простым жителям, а стоящим у власти.

Региону давно нужно стать полноценной и полноправной частью единой страны, разорвать цепь изоляционизма. Наилучшие перспективы и продуманные программы развития для Ида Вирумаа предлагают сегодня в Рийгикогу социал-демократы. Многие депутаты тесно связывают свою деятельность с Северо-Востоком.

Яак Аллик один-два раза в месяц eздит в Ида-Вирумаа и по разным причинам посещает Йыхви, Иллука, Ийзаку, Вайвара, Авинурме и Кохтла, а также города Нарва, Нарва-Йыэсуу, Силламяэ, Кохтла-Ярве и Кивиыли. Вот что он говорит о видении будущего Ида-Вирумаа Социал-демократической партией:

- Осенью 2010 правительство Эстонии одобрило Программу деятельности Ида-Вирумаа на 2011-2015 годы. Одним из активных составителей данной программы являлся Рихо Брейвель, который тесно связан с Социал-демократической партией. Это очень хорошая и основательная программа. Но правительство не выделило на реализацию программы ни цента. Социал-демократическая партия находится в парламенте в оппозиции, и мы можем и обязаны постоянно спрашивать у правительства, что сделано для выполнения этой программы и какие средства предусмотрены для этого в бюджете, скажем, 2012 года.

Здесь Яак Аллик сам отвечает на вопрос о необходимости смены власти: правительство не выделяет денег Ида-Вирумаа на реализацию программы, очевидно, по простой причине – нынешние коррупционеры в регионе украдут все равно. Отсюда вывод – местное самоуправление должно не «пилить» выделенные средства, а реализовать их целевым назначением. И если бы социал-демократы всерьез перешли от намерений к делу и попытались взять власть в свои руки, то положение могло бы исправиться, пусть и не сразу.

Конфликт, выгодный всем?

Относительно искусственной самоизоляции Нарвы и Ида-Вирумаа в целом Яак Аллик приводит такой аргумент:

- Уже долгое время в крупных городах Ида-Вирумаа у власти находится Центристская партия, а страной правит Партия реформ. Мне кажется, именно из-за этого возникла ситуация, что, когда в Ида-Вирумаа что-то идет не так, то правительство видит в этом вину Центристской партии, а местные власти, в свою очередь, показывают пальцем в сторону Тоомпеа. В итоге же страдают обычные люди. Правительство, по сути, оставило Ида-Вирумаа «делом Центристской партии» и осталось сторонним наблюдателем изменений в уезде.

Русские предприниматели с другого берега Наровы готовы вкладывать средства в развитие Нарвы, в открытие или перевод сюда из России новых производств, но… Но при условии, что порочная система «откатов», так им хорошо знакомая, не будет цвести в Ида-Вирумаа тем же цветом, что и у россиян. Им нужно корректное, законное ведение дел, а не оплата услуг местных чиновников за их и без того оплачиваемую деятельность из бюджета страны. Тесно связанная с соседней державой Нарва и весь Северо-Восток могли бы в десятки раз увеличить приток инвестиций и из России, и из Европы, и из других стран ЕС. Если бы все делалось без взяток и подачек.

Барьер – инерция чувства бессилия

Все считают: мы ничего не можем сделать, не от нас звисит. Напоминает сказку про «Тараканище». Этот патернализм на руку действующей власти. Что думают соцдемы о возможностях и путях изменения существующего положения? Путь, предлагаемый социал-демократами, долог, придется преодолеть чувство недоверия, а то и враждебности, политической зашоренности.

Все, что провозглашалось при избирательной кампании Социал-демократической партии, существенно помогло бы развитию Эстонии, в том числе Ида-Вирумаа. Кроме того, в предвыборной программе подробно расписана часть под названием «Интеграция». Я считаю, что решением стало бы значительное «обэстонивание» уезда Ида-Вирумаа, то есть нужно создать условия, которые привлекали бы эстоноговорящее население на работу и проживание в Ида-Вирумаа, а не вызывали бы отношения к такой возможности как к «отправлению в ссылку». Вместе с этим остальная Эстония должна будет больше «обрусеть», это означает, что к русскоговорящим согражданам по всей Эстонии стали бы относиться как к равноправным членам эстонского общества, что ясно выражалось бы в принятии на работу в общественный сектор, кроме эстонцев, также и неэстонцев. Ведь не секрет, что, например, в правительственном аппарате работает очень мало граждан русской национальности. К существованию в Эстонии большой неэстонской общины нужно начать относиться как к возможности, а не беде.

И, конечно же, нужно оставить желание насильно заставить кого-то учить эстонский язык, а также надежду, что плохо знающие язык учителя научат плохо знающих язык учеников хорошо каким-то предметам. Вместо этого следовало бы обеспечить всех желающих бесплатными курсами эстонского языка и всех, прошедших курсы, гражданством.

Цель каждой партии – власть

- Цель социал-демократов – выдвинуть своих кандидатов на местных выборах большинства самоуправлений Ида-Вирумаа в 2013 году. Сейчас еще рано говорить о том, следовало бы идти в Нарву со своим списком, или же нужно быть активной силой при создании общего списка оппозиции. Политические силы, стоящие в оппозиции к нынешней городской власти, сделали на прошлых выборах в Нарве большую ошибку, выйдя раздробленно, с пятью разными списками, в результате чего в городском совете сейчас всего пять представителей оппозиции. Очень важно выбрать и авторитетного кандидата в мэры, кто вселил бы в нарвитян веру, что реальные изменения в лучшую сторону возможны, – говорит о будущих перспективах Яак Аллик.

По его мнению, случаями коррупции занимается, и, как мы видим, успешно, Полиция безопасности. Главное, чтобы в управлении городом участвовали представители разных политических партий, как из правительственной коалиции, так и сильной оппозиции. Это создаст ситуацию, когда правление открыто и контролируемо. В Нарве же даже место председателя ревизионной комиссии городского собрания – в руках Центристской партии, и это почти беспрецедентный случай в Эстонии, который исключает даже элементарный демократический контроль над деятельностью городских властей. Виноваты в этом, прежде всего, избиратели, которые дали одной партии настолько большую монополию власти и на такой длительный период. В государственном масштабе такая же ситуация сейчас все больше складывается у Партии реформ.

Как создать рай для инвестиций

Можно ли сделать из Северо-Востока привлекательный для инвесторов регион? Безусловно. У центристов есть харизматические фигуры. Пусть многие из них и имеют темный имидж, но они умеют не философствовать, а прямо говорят: «Чего ты хочешь? Я тебе дам это, а ты голосуй за меня!»

На русского человека такая прямота действует почти безотказно. Тем более, если ему долго внушают мысль: Эстония тебе не родная и ничем не поможет.

Предложить можно только одно: сделать Ида-Вирумаа местом, комфортным для жизни. Социал-демократы смогли бы это сделать, осталось только прийти к власти. Тем более что они предлагают в качестве козыря улучшение отношений с Россией.

- Решением очень многих проблем Ида-Вирумаа было бы значительное улучшение политических отношений с Россией. В первую очередь это означает ратификацую пограничного договора между Эстонией и Россией (без преамбулы, добавленной Рийгикогу) и введение визовой свободы между Россией и Европейским Союзом. Оба эти пункта записаны в избирательной программе Социал-демократической партии. За этим последовали бы новые инвестиции в Ида-Вирумаа не только из России, но, однозначно, также из Западной Европы. Но мы вряд ли станем свидетелями таких событий во время пребывания у власти настоящей правительственной коалиции, – говорит Яак Аллик.

При таких условиях социал-демократы действительно имеют шансы прийти к власти в Ида-Вирумаа на будущих муниципальных выборах.

Wednesday, September 7, 2011

Почему президентом избрали Ильвеса

Нарвская Газета 1.09. 2011

Как и следовало ожидать, 29 августа парламент уже в первом туре голосования вновь избрал президентом на следующие пять лет Тоомаса Хендрика Ильвеса, за которого на тайном голосовании отдали свой голос 73 представивших его депутата.

В 2006 году Ильвес был избран президентом в качестве члена Социал-демократической партии, и в течение пяти лет социал-демократы не нашли в его действиях ничего такого, чтобы вновь не поддержать своего бывшего председателя. На самом деле, предметом для обсуждения должна являться неспособность правых партий найти в своих рядах кандидата на пост президента, хотя в их защиту может сказать их поддержка Ильвеса на предыдущих выборах и, как сейчас уже видно, удовлетворенность его работой. Но насколько все это искренне?

Действительно, Ильвес вмешивался во внутреннюю политику тем, что отклонял принятые парламентом законы, всего 7 раз (Мери – 39, Рюйтель – 11), но все эти случаи были весьма значительны. Напомню, что еще до «бронзовой ночи» президент отклонил «Закон о запрещенных сооружениях», а после – и так называемый «пакет бронзовой ночи», который в своем первоначальном варианте существенно увеличивал репрессивные права полиции.

Ильвес сказал твердое «нет» конституционному браку, который в парламенте протащили по инициативе республиканцев, когда в закон о половом равноправии захотели «впихнуть» изменение порядка местных выборов в Таллинне. Так называемые «националистические круги» никогда не простят Ильвесу поездку в Москву на парад 9 мая, а также встречу с президентом России Медведевым в Ханты-Мансийске, где он в очередной раз подчеркнул необходимость найти компромисс в вопросе пограничного договора с Россией.

Своими многочисленными выступлениями, красной нитью через которые проходили защита демократии, общественная солидарность, терпимость, развитие гражданского общества и многие другие проблемы, Ильвес наглядно показал, что с приостановлением своей партийной принадлежности он не забыл свое мировоззрение. Так почему же правые поддержали левого президента, который к тому же резко критиковал парламент за то, что он стал «резиновой печатью» правительства? Вероятно, потому, что по интеллектуальному уровню и международному авторитету противопоставить Ильвесу на равных сейчас некого, и попытка его «скинуть» очень плохо сказалась бы на рейтинге такой партии, особенно за границей.

В качестве альтернативного кандидата Центристская партия представила депутата Европарламента Индрека Таранда, который до сих пор был известен как один из основных издевающихся над центристской политикой и лично Эдгаром Сависааром. Председатель центристов упустил прекрасную возможность усложнить жизнь Ильвесу дебатами о финансировании из-за границы политических партий (и совсем не только Центристской), о президентском вмешательстве в предвыборную кампанию Рийгикогу, об участии наших солдат в зарубежных миссиях, о помощи Греции и Португалии и т.д. Все эти темы были бы не очень приятны Ильвесу, однако Сависаар, выставив кандидатуру Таранда, еще раз показал, что он – отличный игрок, но отнюдь не стратег. Для Сависаара согласие Таранда стать кандидатом от центристов означало небольшую политическую реабилитацию (в доказательство, что ради победы все готовы на любые комбинации!), а также сладкой местью Ильвесу, который «не пропустил бы его в правительство».
Однако собранные Тарандом на европарламентских выборах 100 тысяч голосов не обеспечили ему даже голоса всех 26 членов центристской фракции Рийгикогу: в итоге за него проголосовали 25 депутатов.

Самой большой загадкой президентских выборов как раз и был вопрос, почему Таранд согласился стать центристским кандидатом. Сам он объяснил это желанием «спасти демократию» и обеспечить хоть какие-то предвыборные дебаты. Однако Ильвес и Таранд по своему мировоззрению весьма похожи, оба являются членами одной студенческой корпорации. Когда Ильвес был министром иностранных дел, Таранд работал в МИДе канцлером. Поэтому псевдодебаты старых друзей Ильвеса и Таранда на радио и телевидении были такими скучными и, разумеется, не касались важных для Центристской партии политических вопросов.

Некоторые наблюдатели объясняли поведение Таранда тщеславием и боязнью оказаться в забытьи эстонской внутренней политики, поскольку его деятельность в Брюсселе рядовым депутатом малозначимой фракции зеленых не позволяет ему в течение пяти лет добиться чего-то примечательного. Можно подумать, что Таранд уже думает о парламентских выборах 2015 года в Эстонии, перед которыми у него может возникнуть желание основать новую «партию для всех разочарованных». С момента победы Res Publica на выборах 2003 года, в результате которой очень быстро выяснилось, что все обещанное этой партией – блеф (теперь эта партия уже три года как не существует), прошло уже 12 лет, так что снова открывается возможность дурить избирателей и укреплять тем самым власть правых партий.

Кто из двух кандидатов больше подходит русскоговорящему населению Эстонии, так и осталось без ответа. Теледебаты показали, что ни один из них не способен понять реальные проблемы русскоязычных, да и отношение к России у обоих весьма надменно. Различные опросы показали, что поддержка Таранду среди русских избирателей повыше, чем у не разговаривающего по-русски Ильвеса. Русская партия Эстонии представила Таранду открытый список из шести вопросов (языковая политика и политика гражданства, будущее образования на русском языке, «бронзовая ночь», отношение к итогам Второй мировой войны и эстонско-российские отношения), на которые Таранд попросту не посчитал нужным ответить. Он также утверждал, что русский избиратель хорошо его знает, поскольку он с 1993 по 1994 был представителем Лаара в Ида-Вирумаа. Помнят ли его добрым словом или нет, разумеется, могут ответить тогдашние жители Нарвы.

Избранный президентом Ильвес пообещал в своей предвыборной программе «помочь любить Эстонию тем, кто чувствует себя здесь лишним или дискомфортно из-за национальности, родного языка или истории». Будем надеяться, что он знает, как это сделать