21 апреля новый состав нашего парламента закончил свой первый рабочий цикл. (Стоит напомнить, что Рийгикогу каждый месяц трудится три недели в Таллине, а четвертая неделя предусмотрена для работы депутатов в своих избирательных округах). Желтая пресса немедленно начала стыдить парламент тем, что заседания на Тоомпеа длятся всего несколько минут. Об этом пишут снова и снова, как будто не зная, что все законопроекты, которые остались незаконченными в прошлом созыве Рийгикогу, должны быть снова представлены правительством; таким образом, какие-то содержательные вопросы поступят на повестку дня парламента, очевидно, в июне. Так что здесь нет никакой связи с ленью или трудолюбием депутатов.
Первые три недели были неизбежно посвящены разделу власти. В Эстонии образовалась ситуация, при которой «победитель забирает всё». Еще до того, как парламент собрался, созданная правящая коалиция (Партия реформ и Союз Отечества и Республики) поделили между собой не только министерские портфели, но и места председателей парламентских комиссий. После чего нашли людей на все эти посты. Система голосования неизбежно дает оппозиции (Центристская и Социал-демократическая партии) место второго вице-спикера Рийгикогу и посты вице-председателей парламентских комиссий. А чтобы хоть немного сохранить приличия, то оппозиции традиционно дают также пост председателя двух особых комиссий (Комиссия по контролю над госбюджетом и и Antikоррупционная комиссия). Поскольку коалиция чисто математически не смогла обеспечить себе перевес во всех 10 парламентских комиссиях, то оппозиция получила также портфель председателя Комиссии по сельским делам.
Еще до первого заседания лидеры оппозиционных партий также договорились о том, как разделить между собой принадлежащие им места, так что все «тайные голосования» в первые две рабочие недели Рийгикогу стали просто ритуальными играми.
На выборах спикера Рийгикогу единственный заявленный кандидат – Эне Эргма, самый старший член парламента – получила также 3 голоса из лагеря оппозиции (59 – «за», 42 – «против»). На выборах же вице-спикера 4 коалиционных депутата (тайно) отказались поддерживать бывшего министра культуры Лайне Янес (она к настоящему моменту взяла свою девичью фамилию Рандъярв).
Другим министрам бывшего правительства, не попавшим в него на этот раз, также обеспечили солидные места в парламенте. Экс-министр образования Тынис Лукас возглавил Комиссию по окружающей среде, бывший глава МВД Марко Померантс – Правовую комиссию, а экс-министр окружающей среды Яанус Таммкиви был избран председателем фракции Партии реформ. Как видно из этого (а также из раздачи министерских мест), вопрос, знает ли партиец ту область, которой берется руководить, никого особенно не волнует. В Финляндии, например, действует совсем другая традиция, где после выборов 10 апреля парламент сразу собрался и выбрал себе руководителей и председателей комиссий в строгом соответствии с тем, сколько голосов на выборах получила та или иная партия. Кто там окажется в коалиции, а кто в оппозиции, выяснится лишь к концу мая, и это никак не будет связано с разделением постов в парламенте.
Если в Эстонии всю власть поделил очень узкий круг людей, в принципе, за спиной парламента (так же поступили и оппозиционные партии с доставшимися им крохами при делении пирога), то в Финляндии было бы немыслимо становление парламента резиновой печатью еще до его первого рабочего дня – в этой стране совсем иное понимание парламентской демократии и роли оппозиции в ней.
На место председателя «отданной» Центристской партии комиссии по контролю над госбюджетом (по сути – парламентская ревизионная комиссия), между прочим, планируется представить избранного в Ида-Вирумаа Михаила Стальнухина. При этом Нарва – одно из очень немногих местных самоуправлений, где правящая коалиция забрала себе и пост председателя ревизионной комиссии. Остается надеяться, что г-н Стальнухин сделает из своего нового поста положительные выводы и посоветует своим нарвским коллегам уступить представителю оппозиции место председателя комиссии, следящей за их деятельностью.